Персональный сайт учителя химии Воскресенье, 05.05.2024, 20:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Календарно-тематическое планировавние [4]
Поурочные планы 8класс [32]
Поурочные планы 9 класс [0]
Поурочные планы 10 класс [0]
Поурочные планы 11 класс [0]
Видео опыты по неорганической химии [2]
Видео опыты по органической химии [11]
Учебные фильмы по химии [74]
Видеоуроки от интернетурок 8 класс [65]
Видеоуроки от интернетурок 9 класс [17]
Видеоуроки от интернетурок 10 класс [9]
Видеоуроки от интернетурок 11 класс [8]
Презентации по химии [0]
Игры по химии [0]
Занимательная химия [4]
Книги по химии [0]
Подготовка к ВОУД [11]
Подготовка к ЕНТ [2]
Программы по химии [11]
Химические тренажеры [20]
Химия после уроков [0]
Олимпиады по химии [0]
Документация учителя химии [2]

Мини-чат

Наш опрос
Что в химической науке вас привлекает больше всего?
Всего ответов: 23

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Поурочные планы 8класс

Урок 33 Озон. Воздух и его состав
31.01.2018, 18:05

8 класс

Урок " Атмосферный воздух – смесь газов. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения." с использованием новых технологий


Цель: познакомиться с качественным и количественным составом воздуха и сделать вывод о важности охраны атмосферного воздуха.

Задачи:

  1. познакомить с качественным и количественным составом воздуха.
  2. сделать вывод о важности охраны атмосферного воздуха.
  3. Обратить внимание на изменение в составе воздуха,связанные с изменением климата

Оборудование: презентация

Ролики: "Состав воздуха", «озоновый слой», «озоновая дыра», «атмосфера».

ХОД РАБОТЫ

1. Оргмомент (1 минута)

– Сообщение темы и цели урока.

2.Вызов(2 минуты)

Вопрос классу (беседа с учащимися):

– Без еды, воды и воздуха может прожить человек? Чтобы вы могли поделиться знаниями ответьте на два вопроса.

Вопросы написаны на слайде презентации:

  1. Что такое воздух?
  2. Что вы знаете о воздухе?

Можно написать в тетради в виде кластера. Обсуждение в парах. Записываю 2–3 ответа на доске. Можно в виде кластера.

– Можно ли обобщить эти определения? А что еще надо знать?

На доске кластер вопросов. (См. Приложение 1).

  1. Состав.
  2. Загрязнение.
  3. Как оставить его чистым?
  4. Как поддержать состав постоянным?
  5. Проблемы очистки.
  6. Важность компонентов.

}Это может быть в кластере

– Приступим к работе с текстом (раздать текст “воздух”). Сейчас вы будете читать текст с карандашом в руках, и в тех местах, где вам информация знакома, поставите “+”, не знакома “– “, что-то не понятно – знак “?” Какую информацию вы получили? Давайте ее занесем в таблицу.

Таблица заранее выдана детям. Выделенное – синим цветом. Красным цветом написано то, что должны заполнить дети (см. Приложение 2). Точно такая же таблица написана на доске или на ватмане так, чтобы ее заполнение не видел класс, а учитель следил и проверял, т.к. потом учитель соберет эту таблицу у каждого ученика и может ее оценить. Когда таблицу сдадут, открывается таблица на доске, и ученики дополняют или строят новый кластер.

– Итак, работа с текстом. Прочитать до первой остановки, проставить (“+”, “–“ ,”?”) и проработать так, чтобы попытаться ответить на те вопросы, которые мы ставили, чтобы мы хотели узнать о воздухе и заполнить таблицу? Можете начать заполнение таблицы. Читаем дальше. Что можете занести таблицу? Вызываю, ученик заполняет таблицу на доске (чтобы другие не видели), я проверяю. И так прорабатываем весь текст. Заканчиваем заполнение таблицы и я прошу ребят еще раз посмотреть текст, где стоит “–“ и “?”, постараться запомнить информацию, где стоит “– “, и задать вопрос, там, где стоит “?”. И мы попробуем ответить на ваш вопрос.

Собираю таблицы и открываю доску, где заполнена таблица, мы закрепляем состав в виде кластера (см. Приложение 1), дополняем его в графе “Состав воздуха”.

– А есть ли 100% состав воздуха? А теперь попробуем дать определение, что такое воздух?

Воздух – это смесь веществ, содержащая компоненты, где каждый необходим для Земли в целом.

– А сейчас я покажу видеоопыт, доказывающий количественный состав воздуха, поставленный еще Лавуазье. (Помните еще такого ученого?) А пока вспомните сколько О2 (в %) входит в состав воздуха? А сколько это будет, если перевести в обыкновенные дроби? (1/5)

Показ опыта.

 

Вопрос к классу:

-Заметили ли вы изменения состава воздуха,связанные с изменением климата?(если дети не выявили,,то следует обратить их внимание на увеличение содержания аргона в воздухе(>1%),углекислого газа и др.

А теперь давайте поговорим о элементе Озон. Подробней мы его рассмотрим на следующем уроке. А пока я хотел бы узнать, может кто-то может рассказать о нем. Ведь он в атмосфере играет тоже огромную роль.

После небольшой беседы предлагаю просмотр ролика о озоновом слое Земли.

В последнее время в связи с загрязнением атмосферы с озоновым слоем происходят изменения. Кто может сказать какие?

После небольшой беседы предлагаю посмотреть ролик о озоновых дырах.

3. Закрепление материала.

– Давайте подведем итоги.

  • Что такое воздух?
  • Назовите компоненты воздуха?
  • Назовите какое вещество в больших количествах входит в ходит в состав воздуха?
  • С помощью какого опыта мы доказали, что О2 в воздухе 1/5 часть (20%)?

4. Итог урока.

Активных учеников можно оценить за ответы на уроке, слабых – только за оформление таблицы.
Если осталось немного времени, можно дать детям заполнить трансфертный лист, который тоже можно оценить, т.к. это большая работа.

– Делим лист бумаги крестообразно на 4 части:

1. Чему посвящен урок?

2. Что в нем понравилось?

3. Изменения, которые я бы внес?

4. Какие бы вопросы бы я задал?

– И отвечаем на вопросы трансфертного листа.

После составления трансфертного листа благодарю детей за работу и заканчиваю урок.

Домашнее задание:

Приготовить презентацию о влиянии изменения климата на состав воздуха

Кластер (гроздь) – это логико-понятийная схема картографирования мыслей (Приложение 1). Для составления карты мыслей в середине листа записывается основная тема или идея. От нее в разные стороны разрастается мысль, образуя разветвленную и определенным образом организационную структуру, состоящую из ключевых слов и понятий (можно выделять цветом).

 

Приложение 1.

Кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Таблица. Состав воздуха

Компоненты воздуха

% состав

Значение компонента

Изменяется ли содержание компонента

O2

20%

Жизненно необходим, дышит все живое, идет горение и окисление и т.д.

N2

78%

Низкая реакционная способность

const

CO2

0,03%

Лежит под ногами в виде мела и известняка

O3

20 км

Защищает все живое от губительных космических лучей

Ar

1%

Инертен, но [Ar]

Другие газы

<1%

Чаще вредные и ядовитые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздух

Когда вы выходите на свежий воздух, вы погружаетесь в океан газа. Как в любом газе, молекулы находятся в безостановочном движении. Молекулы мчатся в пространстве со скоростью звука, сталкиваясь друг с другом и разлетаясь в разных направлениях. Беспрерывные удары множества молекул о поверхность любого тела воспринимаются как постоянное давление, равное на уровне моря 1 кг/см2 . В спокойный летний день или тихой домашней обстановке вы фактически располагаетесь в центре невидимой и неощущаемой буре молекул. Когда дует ветер, поток молекул направлен преимущественно в одном направлении и именно его вы ощущаете, как порывы ветра. Иногда этот невидимый поток молекул настолько силен, сто он может валить деревья и разрушать постройки.
Пока далеко неясно, каким образом возникла земная атмосфера. Согласно общепринятой сейчас точки зрения, атмосфера сформировалась за счет выделения газов из горных пород и межпланетного газопылевого облака. Аналогичное выделение газов наблюдается при извержении вулканов. К настоящему времени из всех этих газов в больших количествах сохранился только азот.

Остановка.

Жизненно важным газом атмосферы Земли является кислород. Его содержание составляет 20% воздуха. Хотя кислород является одним из основных компонентов воздуха, в земной атмосфере он появился сравнительно недавно. В атмосфере молодой Земли кислорода не было. Основная масса кислорода в атмосфере возникла только после появления первых фотосинтезирующих клето5к, известных под названием сине-зеленых водорослей. И когда-то кислород был загрязняющим веществом в атмосфере, благоприятной для развития иных форм жизни. Кислород очень реакционноспособен. Если молекулу кислорода разорвать, то получающиеся атомы могут образовывать прочные связи с другими элементами.

Остановка.

Азот – самый распространенный в атмосфере газ. На его долю приходится 78% атмосферы Земли, так что примерно три четверти вдыхаемого нами воздуха составляет азот. Весь этот азот образовался путем выделения из горных пород, однако в отличие от водорода молекулы азота слишком тяжелы и обладают слишком малой скоростью, чтобы они смогли преодолеть земное притяжение, кроме того молекулы азота малореакционноспособны и поэтому не могут соединяться с другими веществами. В результате в атмосфере в течение очень длительного времени сохраняется высокое содержание азота. Низкая реакционная способность азота позволяет ему выполнять полезную функцию разбавителя опасного (в больших количествах) кислорода воздуха. Если бы в земной атмосфере не было азота, то от одной единственной искры на Земле уже давным-давно сгорела бы вся растительность.

Остановка.

В состав атмосферы также входит углекислый газ – это газ, который мы выдыхаем. На его долю приходится 0,03%. По содержанию он занимает четвертое место, а в атмосферах Марса и Венеры он является основным компонентом. Это основной компонент не только дыхания, но и горения. Когда-то в атмосфере Земли тоже было много углекислого газа, но затем он постепенно растворялся в океанах и в наше время большая часть атмосферного углекислого газа лежит у нас под ногами в виде мела и известняка. В атмосфере углекислый газ выполняет роль ловушки инфракрасного излучения нагретой земной поверхности. Солнечный свет, доходя до поверхности Земли, нагревает ее. Нагреваясь, земная атмосфера испускает инфракрасные лучи, которые уже не смогут уйти в космическое пространство, потому что их поглощают молекулы углекислого газа. Таким образом, атмосфера нагревается: этот процесс называют “парниковым эффектом”.

Остановка.

В одном из верхних слоев атмосферы присутствует газ озон. Толщина, так называемого “ озонового слоя”, составляет примерно 20 км. Если весь озон собрать, то образуется слой около 3 мм. Этот газ образуется из молекул кислорода под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Образовавшиеся молекулы озона поглощают ультрафиолетовое излучение и при этом разрушаются, превращаясь в кислород. Таким образом, как в процессе образования озона, так и в ходе его разложения поглощается ультрафиолетовое излучение и тем самым обеспечивается защита организмов, находящихся на поверхности Земли. При прохождении через озоновый слой ультрафиолетовое излучение ослабевает в 10 в тридцатой степени раз.
Еще одним компонентом атмосферы является газ аргон. По содержанию в воздухе аргон занимает третье место, в воздухе, которым мы дышим, содержится около 1% аргона. Именно в силу своей инертности аргон существует в воздухе в идее отдельных атомов. Он поступает в атмосферу из недр Земли. Этот процесс продолжается постоянно, поэтому концентрация аргона медленно возрастает.

Остановка.

В промышленности и в лабораториях многие реакции, которые протекают с участием кислорода,
происходят не в чистом кислороде, а на воздухе. Поэтому отдельно остановимся на вопросе о
составе воздуха.

Впервые состав воздуха установил французский ученый А. Лавуазье (1774 г.). До XVIII века
ученые естествоиспытатели считали все газы, выделяемые в результате различных реакций
“воздухом”, и каждому газу давали название, исходя из характерных свойств. Например, Н2
называли “горючим воздухом”, углекислый газ СО2 “лесным воздухом”. В конце XVIII века было
доказано, что воздух - это смесь различных газов.

Повторим давно известный опыт, устанавливающий состав воздуха. Заполненный воздухом
колокол опускают в воду. В железную ложечку помещают кусочек фосфора, зажигают и вносят
под колокол. После сгорания фосфора под колоколом, вода под ним поднимается до 1/5 части
колокола. Так как при сгорании расходуется только кислород воздуха, занимающий 1/5 часть
объема его, газ, оставшийся под колоколом не поддерживает горения, и сам не горит. В нем не
живут живые организмы, поэтому этот газ называется “азотом” (с греческого означает не
поддерживающий жизнь).

В конце XIX века было установлено, что в составе воздуха кроме кислорода и азота содержатся и
другие газы: аргон, ксенон, криптон.


Молекулы инертных элементов состоят из одного атома. Отличие их от других атомов неметаллов
в том, что они: ни друг с другом, ни с водородом, ни с металлами не реагируют. Долгое время они
считались инертными (благородными), так как вовсе не вступают в химические реакции. Позже
было установлено, что тяжелые инертные элементы образуют химические соединения. Только в
60-ые годы XX века были получены первые соединения “инертных” или “благородных” газов.

В воздухе содержится по объему 78% азота, 21% кислорода, 1% инертных и других газов.
Кроме вышеприведенных простых веществ, в составе воздуха находятся углекислый газ и
водяные пары, содержание которых может изменяться в зависимости от условий. Например, при
сырой и теплой погоде в воздухе содержится больше водяных паров, а при сухой и прохладной
погоде меньше.

В результате природных явлений и деятельности человека, например, при землетрясении,
вулканических извержениях, при сгорании топлива, а также при выбросах из заводских труб, в
атмосферу поступают такие газы, как: оксиды азота NO и NO2, оксиды серы SO2 и SO3,
сероводород H2S. Эти кислотные оксиды, растворяясь в дождевой воде, снеге удаляются из
воздуха и попадают в почву.

Воздушный океан - место обитания всего живого, поэтому защита его от загрязнений - главная обязанность всех людей. Ученые работают над новыми экологически чистыми технологиями,
которые не будут загрязнять окружающую среду. Человечество будет постоянно воплощать в жизнь программу улучшения экологии на Земле.

 

 

Категория: Поурочные планы 8класс | Добавил: klipoman
Просмотров: 1138 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • himikoff.clan.su © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz