Обобщающий урок по теме:
«ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА»
Технология: педагогическая мастерская
Цели и задачи урока:
Обобщить и углубить знания учащихся о сущности ПЗ, естественной взаимосвязи с системой химических элементов.
Закрепить понятие периодичность; умение учащихся прогнозировать свойства элементов на основе их положения в периодической таблице и самоанализировать свои ответы.
Дать в обобщенном виде представление о ПЗ, как о законе природы. Показать величие ПЗ.
Раскрыть единство материального мира, переход количественных изменений в качественные.
Развивать познавательную активность учащихся постановкой задач разной сложности, созданием творческой атмосферы на уроке, различными методическими приемами.
Развивать умение концентрировать внимание на существенных вопросах, умении готовить сообщения и слушать их.
На доске слова Щипачева «Читая Менделеева.»
Индукция
«… в природе ничего другого нет-
ни здесь, ни там - в космических глубинах,
Все, от песчинок до малых планет
Из элементов состоит единых…»
Работа в группах. Учащиеся класса делятся на две-четыре команды, выбираются капитаны. В командах есть докладчики, выполнившие домашнее задание. Приглашается жюри из трех старшеклассников.
I.Разминка команд.
1. Назвать элементы, которые начинаются на «А» (актиний, аргон..), и заканчиваются на «А» (сера, сурьма…).
- Из букв: Б, Л, М. Р, О,Х. Составьте название элементов (хлор, бром….).
- Мз слогов: маг, Лит, дий, ра, ний, ий составьте название элементов (литий, радий, магний).
- Задание представителям от команд (по одному от команды).
Составить названия элементов из букв слова ПРОТАКТИНИЙ (актиний, титан, натрий). Разминка закончена.
II. Разбор вопросов по плану. Отвечают представители команд.
- Какова предыстория открытия ПЗ?
- В чем заключались недостатки до менделеевских классификаций?
- Каким образом Менделеев пришел к открытию закона? Что положил в основу классификации элементов? Почему именно атомную массу? Его формулировка.
- Почему закон называется периодическим?
- Современная формулировка ПЗ. В чем физический смысл его? В чем причина периодичности?
- Каков физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, номера группы?
- Как изменяется характер химических свойств элементов в периодах и подгруппах?
III. задание. Составление кластера
Вставьте в текст, написанный на экране пропущенные слова.
- в периоде заряд ядра атомов элементов … (увеличивается).
- число электронов на внешнем электронном уровне …. (увеличивается).
- поэтому в периоде притяжение электронов наружного слоя к ядру …(возрастает).
- значит, способность элементов отдавать электроны …. (уменьшается).
- а принимать …. (увеличивается).
- Таким образом, металлические свойства элементов в периоде… (убывают).
- а металлические…. (возрастают).
IV. Конкурс капитанов. Афиширование.
Охарактеризовать элементы, стоящие в ПСХЭ под следующими номерами: 12,15 и т.д. по плану. Отвечают капитаны.
V. каверзные вопросы. Разрыв.
Команде №1:
- Что общего и в чем разница у электронов обозначаемых 1S и 2S; 2S и 2P: 1S и 2P?
- Что такое лантаноиды и актиноиды?
- Написать состав атома элемента №17.
- Назовите элемент, имеющий следующую электронную формулу:
1S2S2P.
Команде №2:
1. Почему все элементы побочных подгрупп похожи друг на друга?
2. Почему у большинства элементов ПСХЭ относительные атомные массы выражаются дробными числами?
- Написать состав атома элемента №21.
- Охарактеризуйте свойства элемента и его положение в ПСХЭ, если его электронная конфигурация следующая: 1S2S2P.
Обобщение.
VI. «Игра»- читаю предложения, в которых заключен ответ на вопрос. Если правильно - тишина, нет - поднять руку.
- Атомная масса элементов изменяется периодически (-),
- Периодически изменяется заряд ядра атома (-),
- Линейно изменяется заряд ядра атома (+),
- Линейно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атома (-),
- Линейно изменяется атомная масса элемента (+),
- Периодически изменяется заряд ядра атома (-),
- Написать формулы высших оксидов и гидроксидов элементов: 1команде – II периода. 2 команде – III- го периода и указать изменение их химического характера.
VII. Домашнее задание- рефераты. Творческое домашнее задание.
- Значение ПЗ.
- Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева.
Заключение.
Итог работы: оценка работы учащихся на уроке учителем.
Краткая рецензия.
Данный урок организован по технологии педагогических мастерских и тесно переплетается с технологией дебатов, РКМЧП.
Мастерская представляет комплекс знаний, вопросов, выполняя которые учащиеся 8 класса лучше усвоят материал темы: «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
|